МБОУ "СОШ с. Ивановка"
с. Ивановка
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Если ваш ребенок — первоклассник: советы родителям

    1. Обязательно соблюдать режим дня. Выспавшийся ребенок спокойнее реагирует на сложности, чувствует себя увереннее и быстрее принимает правильные решения. В первом классе целесообразно сохранить дневной сон. Он будет не таким продолжительным, как это было в детском саду. Но если малыш сильно утомляется, позвольте ему поспать час после возвращения из школы.
    2. Первокласснику будет интереснее придерживаться этого распорядка, если он вместе с мамой или папой продумает режим дня и оформит красочный плакат. Зафиксируйте на нем, что именно школьнику важно сейчас успевать и как это лучше делать. Обязательно оставьте время для игр и любимых мультиков. У ребенка должно закрепиться понимание, что школа — это не кабала, а продуктивная часть жизни.
    3. Правильно организовать рабочее место первоклассника. Как это сделать, вы можете прочитать здесь.
    4. Если до школы ребенок не посещал кружки и секции, где он уже освоился, то в первом классе не стоит устраивать лишний стресс. Главная задача первоклассника — адаптироваться к школьной жизни. Всё остальное второстепенно. Когда он ходит в школу искусств или секцию, где уже хорошо знакомый наставник, друзья, привычные нагрузки, то дополнительное образование впишется в новый этап. Но если первоклашке, привыкающему к учительнице, одноклассникам, урокам и дисциплине, придется еще приобщаться и к факультативным занятиям вне школы, то неокрепшая детская психика может не выдержать такого бремени. Не стоит рисковать психоэмоциональным состоянием ребенка!

    Рекомендации  психолога родителям первоклассников

    1. Трезвое отношение родителей к способностям сына или дочери — залог адекватного восприятия школьником своих учебных успехов и неудач. Понимающие слабые места ребенка мамы и папы не требуют получать только пятерки и четверки. Интересуйтесь у первоклассника не тем, как сегодня ответил на уроке, а что интересное произошло за учебный день и что новое он узнал. Когда малыш боится, что за полученные отметки его будут ругать, а не поддерживать, он будет до последнего скрывать от вас свои ошибки. Если подобное поведение закрепится, то ребенок научиться обманывать и изворачиваться. В подростковом возрасте это разрушительно влияет на детско-родительские отношения. Помните: лгут тому, кому боятся сказать правду. Не создавайте ситуаций, когда любимый ребенок вынужден стать вруном. Дети не должны воплощать в жизнь амбиции отцов и матерей.
    2. Хорошо, если утро первоклассника (да и любого ребенка) начинается с теплых слов заботливых родителей. Не стоит его подгонять и торопить в школу. Правильно рассчитать время подъема, гигиенических процедур, приема пищи, выхода из дома — это задача взрослых.
    3. Если вы видите, что после школьник грустит или, наоборот, очень возбужден, поговорите с ним. Узнайте, чем вызвано его настроение. Во-первых, это поможет вашему малышу справиться с эмоциональным напряжением. Во-вторых, такие беседы укрепляют теплые отношения и снижают степень накала конфликтов «отцов и детей» в пубертатный период.
    4. Если малыш кривляется, вредничает, манерничает, упрямится и не слушается, значит, его развитие протекает нормально! Указанные признаки — это классика проявления кризиса семи лет. Помогите ребенку прожить этот период продуктивно: давайте больше свободы, не опекайте его, пусть у него будет возможность увидеть последствия своих поступков. Такие уступки взрослых укрепляют самооценку семилетки, помогают ему примерить на себя роль самостоятельного человека и стать увереннее. 
    5. Не обижайтесь, если маленький школьник говорит вам, что правы не вы, а учительница. Это хороший признак. Да, значимость родителя снижается, и первоклассник «возносит на пьедестал» педагога. Так малыш овладевает внутренней позицией школьника, чувствует себя своим в большой школьной семье. Поэтому поддерживайте авторитет учителя и способствуйте укреплению хороших отношений между ним и ребенком.
    6. Помогите ребенку и по возможности педагогам в выстраивании здоровых отношений в классе. Пусть дети дружат, поддерживают друг друга, оказывают посильную помощь одноклассникам. Помните, что буллинг (травлю) проще предотвратить в начальном звене, чем бороться с ним в более старшем возрасте. Дети должны понимать: все люди разные и ценность человека не зависит от его внешности, национальности, особенностей развития, интеллекта и материального уровня семьи. Чем крепче детский коллектив, тем ниже вероятность, что когда-нибудь травля разъест души сегодняшних первоклассников.

      Список рекомендованных принадлежностей для первоклассника

      • Ранец (портфель).
      • Школьная форма  + спортивная
      • Сменная обувь со светлой подошвой 
      • Сумка для сменной обуви.

      Список канцелярских товаров для первоклассника:

      • дневник однотонный  – 1 шт.;
      • папка для тетрадей  – 1 шт.;
      • тетради в  мелкую клетку – 10 шт.;
      • тетради в косую линию – 10 шт.;
      • плотные обложки для тетрадей – 10 шт. (все обложки тетрадей однотонные)
      • плотные обложки для учебников;
      • подставка для книг – 1 шт.;
      • закладки для книг;
      • пенал – 1 шт.;
      • ручки с синей, зелёной пастой;
      • простые карандаши;
      • ластик – 1 шт.;
      • линейка 20 см – 1 шт.;
      • папка с файлами – 1 шт.;
      • набор счетных палочек;
      • веера с цифрами и буквами.

      Принадлежности для урока изобразительного искусства:

      • папка  для урока изобразительного искусства;
      • бумага для акварели формата  А4- 40 листов или альбом для рисования
      • цветные карандаши (10-12 цветов) – 1 упаковка;
      • акварельные краски (12 цветов.) – 1 шт.
      • гуашь (8цветов) -1 шт.
      • восковые мелки – 1 упаковка
      • палитра – 1 шт.;
      • баночка-непроливайка для  воды – 1 шт.;
      • набор кистей для рисования (из 2-4 штук разного размера) – 1 набор;
      • салфетки;
      • клеенка на парту, фартук,  нарукавники  (для уроков ИЗО и труда)

      Принадлежности для урока технологии (труд):

      • папка для труда – 1 шт.;
      • цветная бумага (двусторонняя) – 2 набора;
      • цветной картон – 2 набора;
      • белый картон – 1 упаковка;
      • клей ПВА – 1 шт.;
      • клей-карандаш – 1 шт.;
      • пластилин цветной – 1 упаковка;
      • дощечка для лепки – 1 шт.;
      • ножницы с закругленными концами – 1 шт.:
      • природный материал (шишки, желуди, засушенные цветки (мелкие), ракушки (мелкие).

      Список  вещей для первоклассника к уроку физкультуры

      • белая футболка без рисунка – 1-2 шт.;
      • спортивные тёмные шорты – 1 шт.;
      • кеды или кроссовки – 1 шт.;
      • спортивный костюм для улицы;
      • головной убор.

        Список рекомендованных принадлежностей для первоклассника

      • Ранец (портфель).
      • Школьная форма  + спортивная
      • Сменная обувь со светлой подошвой 
      • Сумка для сменной обуви.
      • Список канцелярских товаров для первоклассника:

      • дневник однотонный  – 1 шт.;
      • папка для тетрадей  – 1 шт.;
      • тетради в  мелкую клетку – 10 шт.;
      • тетради в косую линию – 10 шт.;
      • плотные обложки для тетрадей – 10 шт. (все обложки тетрадей однотонные)
      • плотные обложки для учебников;
      • подставка для книг – 1 шт.;
      • закладки для книг;
      • пенал – 1 шт.;
      • ручки с синей, зелёной пастой;
      • простые карандаши;
      • ластик – 1 шт.;
      • линейка 20 см – 1 шт.;
      • папка с файлами – 1 шт.;
      • набор счетных палочек;
      • веера с цифрами и буквами.
      • Принадлежности для урока изобразительного искусства:

      • папка  для урока изобразительного искусства;
      • бумага для акварели формата  А4- 40 листов или альбом для рисования
      • цветные карандаши (10-12 цветов) – 1 упаковка;
      • акварельные краски (12 цветов.) – 1 шт.
      • гуашь (8цветов) -1 шт.
      • восковые мелки – 1 упаковка
      • палитра – 1 шт.;
      • баночка-непроливайка для  воды – 1 шт.;
      • набор кистей для рисования (из 2-4 штук разного размера) – 1 набор;
      • салфетки;
      • клеенка на парту, фартук,  нарукавники  (для уроков ИЗО и труда)
      • Принадлежности для урока технологии (труд):

      • папка для труда – 1 шт.;
      • цветная бумага (двусторонняя) – 2 набора;
      • цветной картон – 2 набора;
      • белый картон – 1 упаковка;
      • клей ПВА – 1 шт.;
      • клей-карандаш – 1 шт.;
      • пластилин цветной – 1 упаковка;
      • Список рекомендованных принадлежностей для первоклассника

      • Ранец (портфель).
      • Школьная форма  + спортивная
      • Сменная обувь со светлой подошвой 
      • Сумка для сменной обуви.
      • Список канцелярских товаров для первоклассника:

      • дневник однотонный  – 1 шт.;
      • папка для тетрадей  – 1 шт.;
      • тетради в  мелкую клетку – 10 шт.;
      • тетради в косую линию – 10 шт.;
      • плотные обложки для тетрадей – 10 шт. (все обложки тетрадей однотонные)
      • плотные обложки для учебников;
      • подставка для книг – 1 шт.;
      • закладки для книг;
      • пенал – 1 шт.;
      • ручки с синей, зелёной пастой;
      • простые карандаши;
      • ластик – 1 шт.;
      • линейка 20 см – 1 шт.;
      • папка с файлами – 1 шт.;
      • набор счетных палочек;
      • веера с цифрами и буквами.
      • Принадлежности для урока изобразительного искусства:

      • папка  для урока изобразительного искусства;
      • бумага для акварели формата  А4- 40 листов или альбом для рисования
      • цветные карандаши (10-12 цветов) – 1 упаковка;
      • акварельные краски (12 цветов.) – 1 шт.
      • гуашь (8цветов) -1 шт.
      • восковые мелки – 1 упаковка
      • палитра – 1 шт.;
      • баночка-непроливайка для  воды – 1 шт.;
      • набор кистей для рисования (из 2-4 штук разного размера) – 1 набор;
      • салфетки;
      • клеенка на парту, фартук,  нарукавники  (для уроков ИЗО и труда)
      • Принадлежности для урока технологии (труд):

      • папка для труда – 1 шт.;
      • цветная бумага (двусторонняя) – 2 набора;
      • цветной картон – 2 набора;
      • белый картон – 1 упаковка;
      • клей ПВА – 1 шт.;
      • клей-карандаш – 1 шт.;
      • пластилин цветной – 1 упаковка;
      • дощечка для лепки – 1 шт.;
      • ножницы с закругленными концами – 1 шт.:
      • природный материал (шишки, желуди, засушенные цветки (мелкие), ракушки (мелкие).
      • Список  вещей для первоклассника к уроку физкультуры

      • белая футболка без рисунка – 1-2 шт.;
      • спортивные тёмные шорты – 1 шт.;
      • кеды или кроссовки – 1 шт.;
      • спортивный костюм для улицы;
      • головной убор.

        Список рекомендованных принадлежностей для первоклассника

      • Ранец (портфель).
      • Школьная форма  + спортивная
      • Сменная обувь со светлой подошвой 
      • Сумка для сменной обуви.
      • Список канцелярских товаров для первоклассника:

      • дневник однотонный  – 1 шт.;
      • папка для тетрадей  – 1 шт.;
      • тетради в  мелкую клетку – 10 шт.;
      • тетради в косую линию – 10 шт.;
      • плотные обложки для тетрадей – 10 шт. (все обложки тетрадей однотонные)
      • плотные обложки для учебников;
      • подставка для книг – 1 шт.;
      • закладки для книг;
      • пенал – 1 шт.;
      • ручки с синей, зелёной пастой;
      • простые карандаши;
      • ластик – 1 шт.;
      • линейка 20 см – 1 шт.;
      • папка с файлами – 1 шт.;
      • набор счетных палочек;
      • веера с цифрами и буквами.
      • Принадлежности для урока изобразительного искусства:

      • папка  для урока изобразительного искусства;
      • бумага для акварели формата  А4- 40 листов или альбом для рисования
      • цветные карандаши (10-12 цветов) – 1 упаковка;
      • акварельные краски (12 цветов.) – 1 шт.
      • гуашь (8цветов) -1 шт.
      • восковые мелки – 1 упаковка
      • палитра – 1 шт.;
      • баночка-непроливайка для  воды – 1 шт.;
      • набор кистей для рисования (из 2-4 штук разного размера) – 1 набор;
      • салфетки;
      • клеенка на парту, фартук,  нарукавники  (для уроков ИЗО и труда)
      • Принадлежности для урока технологии (труд):

      • папка для труда – 1 шт.;
      • цветная бумага (двусторонняя) – 2 набора;
      • цветной картон – 2 набора;
      • белый картон – 1 упаковка;
      • клей ПВА – 1 шт.;
      • клей-карандаш – 1 шт.;
      • пластилин цветной – 1 упаковка;
      • дощечка для лепки – 1 шт.;
      • ножницы с закругленными концами – 1 шт.:
      • природный материал (шишки, желуди, засушенные цветки (мелкие), ракушки (мелкие).
      • Список  вещей для первоклассника к уроку физкультуры

      • белая футболка без рисунка – 1-2 шт.;
      • спортивные тёмные шорты – 1 шт.;
      • кеды или кроссовки – 1 шт.;
      • спортивный костюм для улицы;
      • головной убор.
      • дощечка для лепки – 1 шт.;
      • ножницы с закругленными концами – 1 шт.:
      • природный материал (шишки, желуди, засушенные цветки (мелкие), ракушки (мелкие).
      • Список  вещей для первоклассника к уроку физкультуры

      • белая футболка без рисунка – 1-2 шт.;
      • спортивные тёмные шорты – 1 шт.;
      • кеды или кроссовки – 1 шт.;
      • спортивный костюм для улицы;
      • головной убор.

      Что такое готовность ребенка к школе?

      Готовность ребёнка к школе

      Физическая готовность

      Что такое знания без крепкого здоровья? Чтобы успешно учиться, ребенок должен быть вынослив, а все системы его организма — в достаточной мере развиты, чтобы выдерживать школьную нагрузку без потерь для роста, развития, физического и психического самочувствия. Подчас успех ребенка в большей мере может зависеть от состояния его здоровья, чем от уровня его интеллектуального развития.

      Что может помешать? Хронические заболевания, слабый иммунитет, склонность к быстрой утомляемости, особенности физического и психического развития.  

      Как помочь?  

      • Соблюдайте режим дня. Следите за тем, чтобы ребенок высыпался, много гулял, правильно питался, не испытывал больших эмоциональных потрясений. Лучше всего, чтобы первого сентября ребенок пришел в школу бодрым, набегавшимся и хорошо отдохнувшим.
      • Еще раз проверьте здоровье. Перед школой необходимо проконсультироваться с врачами-специалистами, в первую очередь офтальмологом, неврологом, отоларингологом. Если ребенок склонен часто болеть, можно обратиться к врачу-иммунологу.

      Будьте внимательны к индивидуальным особенностям здоровья ребенка. Если есть риск перегрузки, при выборе школьной программы сделайте выбор в пользу комфорта, а не заманчиво высоких результатов.

      Личностная готовность

      С одной стороны, это внутреннее желание ходить в школу, наличие учебной мотивации, с другой — умение общаться со сверстниками и учителями, способность принять свой новый статус школьника и усвоить новые правила поведения.

      Что может помешать? Развитие личностной готовности детей к школе в основном зависит от взрослых. Если родители всегда поддерживали природное любопытство ребенка, общались с ним, уделяли ему достаточно внимания — проблем будет значительно меньше.

      Чем помочь?   

      • Создайте круг общения. Чтобы научиться играть со сверстниками, нужно с ними регулярно встречаться. Если ваш ребенок не ходит в детский сад, пусть он общается с другими детьми во дворах и на площадках, на кружках и секциях – но главное, чтобы хотя бы на короткое время ребенок оказывался в детском коллективе. Еще лучше, если общение со сверстниками не будет напрямую регламентироваться педагогом или воспитателем.
      • Разговаривайте с ребенком. Внимательно относитесь к его вопросам, не оставляйте их без ответа. Интересуйтесь мнением ребенка.  

      Интеллектуальная готовность

       Нет, это не только и не столько объем знаний, который ребенку удалось наработать за первые шесть-семь лет жизни. В первую очередь, это уровень развития восприятия, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций. Большую роль играют навыки самоорганизации, умение действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания. Наконец, интеллектуальная готовность ребенка определяется и уровнем его кругозора.

      Чем помочь?

      • Развивайте ребенка правильно. Это ни в коем случае не значит, что вам нужно с трех лет засесть за учебники, зубрить детские энциклопедии или учить иностранные языки.
      • Не перегружайте ребенка лишними знаниями, лучше помогите ему построить позитивные ассоциации между интеллектуальной деятельностью и общим комфортом: когда ребенок с родителями, ему хорошо, уютно, спокойно, в это же время ему предлагают подумать, решить логическую задачку, просто поговорить о чем-нибудь интересном.
      • Играйте. Игровая деятельность – ведущий род деятельности дошкольника, и именно в игре формируются все дальнейшие навыки, необходимые для интеллектуального развития.

      Тщательно выбирайте пособия, по которым занимаетесь с ребенком. Обращайте внимание на соответствие пособий Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): с ними вы можете быть уверены, что даете ребенку только нужные знания и навыки, не перенапрягаете его.

      Что неплохо бы знать первокласснику?

      Опыт показывает, что если личностная и интеллектуальная готовность ребенка на должном уровне, то и определенный багаж знаний у него наработан.

      Вот примерный перечень знаний, которые скорее всего будут проверять у вашего ребенка. Заметим: ребенок никому ничего не должен. Он может ответить и не ответить на вопросы, на его поступление в первый класс это никоим образом не может повлиять.

      Знания:

      1. Базовые знания о себе.
      2. Имя, отчество и фамилия, свой возраст и дата рождения, домашний адрес, кое-что о городе (населенном пункте), в котором он живет, главное о своей стране (название, флаг, герб).
      3. Семья. Имена и фамилии родителей, их профессии.
      4. Времена года. Последовательность, названия месяцев, основные приметы каждого времени года – что происходит в природе, чем заняты люди и животные.
      5. Животные. Домашние животные и их детеныши, дикие животные средней полосы России, жарких стран, севера. Хищники, травоядные и всеядные животные. Основные приметы, внешний вид, детеныши.
      6. Птицы: зимующие и перелетные, домашние и дикие.
      7. Транспорт. Наземный, водный, воздушный.
      8. Одежда. Основные предметы одежды, виды обуви, головных уборов, одежда мужская и женская.
      9. Растения. Деревья — хвойные и лиственные; ребенок должен различать овощи, фрукты, ягоды.
      10. Русские сказки. Знать и рассказывать основные сюжеты.
      11. Геометрия. Нужно различать плоскостные фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник.

      Умения:

      1. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Правая, левая сторона, верх, низ и т.д.
      2. Восприятие. Внимательно прослушать и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить связный рассказ по картинке или ряду картинок.
      3. Родной язык. Различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
      4. Владеть карандашом. Без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать схематично, обводить по контуру, аккуратно закрашивать, не выходя за контуры.
      5. Счет. Хорошо, если ребенок умеет считать до 20 и обратно, выполнять простейшие счетные операции в пределах 20, знать состав чисел 2, 3, 4, 5. Если он этого не умеет — ничего страшного.

      Как определить уровень готовности ребенка 
      к обучению школе?

      В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними – малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение – если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?

      Учеба для первоклассника – это физическая нагрузка, и немалая.

      Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно – ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой. Как определить, готов ли ребенок к школьным нагрузкам первого класса, рассказала кандидат биологических наук Екатерина Плышевская, педагог психолого-физиологической лаборатории Владимирского пединститута, которая занимается тестированием будущих первоклассников, директор школы №29 города Владимира.

      Итак, будущий школьник должен уметь:

      1. Показать зубы

      Количество постоянных зубов – признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока.

      2. Достать правой рукой левое ухо

      Это «филиппинский тест» – ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше – закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

      Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

      И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью – он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

      3. Стоять на одной ноге

      Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше – это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе.

      4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

      Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других – это признак готовности руки к обучению письму.

      Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма – более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

      5. Считать в обратную сторону

      Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех – до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1.

      Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень – если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности.

      6. Самостоятельно одеваться

      Пресловутые шнурки завязывать не обязательно – просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф – пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

      7. Есть вилкой

      Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

      Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

      8. Следовать инструкциям учителя

      Школа – это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.

      «Достали учебники. Взяли ручки», – как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

      К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно – только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

      Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» – это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» – ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить.

      Что же делать, если он еще не готов?

      Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

      Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» – значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.

      Если не соответствует школьной норме только один признак – например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут – в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

      Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год – лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

      Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, – выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

      В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.

      Источник: https://vogazeta.ru/articles/2020/8/4/children/14171-8_veschey_kotorye_dolzhen_umet_buduschiy_pervoklassnik

      Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

      «Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе».

         Сколько известно случаев, когда ребенок в дошкольном возрасте удивлял окружающих своей осведомленностью, глубиной своих знаний и разнообразием интересов, а затем в школе демонстрировал посредственные результаты. Вот и выходит, что интеллектуальной подготовки не достаточно для того, чтобы поступление в школу и адаптация детей к систематической учебной деятельности проходили успешно. Интеллектуальное развитие необходимо ребенку, но еще более важной опорой для него является личностная готовность к школе.

         Личностная готовность ребенка к школе начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Этому способствуют новообразования, которые складываются благодаря кризису 6-7 лет

      Поясню обыденным языком. Жил-был дошкольник, играл с такими же детьми, занимался под чутким руководством взрослых развивающей деятельностью, и это составляло основной смысл его жизни. Но назрела возрастная встряска, именуемая кризисом, в процессе которой появились новые потребности. И теперь дошкольник хочет не только играть, но и многому научиться; хочет приобретать знания и умения по-взрослому, посещая школу, а не дома или в детском саду, желает иметь свои достижения. Для этого он готов прикладывать старания, проявлять внимание к тому, что будет говорить учитель, и усердно заниматься.

      Так должно происходить в идеальном представлении. В реальности формирование готовности к школе у большинства детей складывается фрагментарно – один показатель уже проявляется, второй запаздывает, третий еще и вовсе не обнаруживается…

         Социально-психологическая готовность ребенка, тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю. Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе. Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому, что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

      Для того чтобы определить, созрела ли личность дошкольника к новому этапу в своей жизни, психологи выделяют соответствующие показатели. Личностная готовность ребенка к школе характеризуется развитием мотивационной сферы и принятием новой социальной позиции.

      На первое место в личностной готовности к школе большинство психологов ставят наличие у ребенка учебной мотивации. Без этого компонента у первоклассника не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно и на каждом уроке преподносит ему учитель, а затем еще выполнять учебные задания.

      Личностно - мотивационная готовность к школе включает три важнейших учебных мотива:

      • Познавательный
      • Социальный
      • Мотив достижения

      Познавательный мотив.

      Познавательный мотив должен прийти на смену игровому. До тех пор пока у ребенка будет доминировать игровой мотив, сконцентрироваться на обучении он не сможет.

      Так есть ли условия, чтобы сформировалась познавательная мотивация, в то время как ведущей деятельность  дошкольника является игровая? Конечно, такие условия есть. Дети же не только играют.

      Во-первых, уже с младшего дошкольного возраста ими движет активныйпознавательный интерес. 

      Во-вторых, детей очень привлекает познавательная исследовательская деятельность.  Как действует магнит, почему летает бумажный змей, какой из предметов удержится на поверхности воды – подобные эксперименты очень занимают дошкольников.

      В-третьих, в дошкольной жизни уже присутствуют элементы учебной деятельности. Чтобы научиться какому-то действию, дети слушают инструкцию, копируют по образцу, придерживаются правил. А это и есть предпосылки учебной деятельности, способствующие формированию познавательных мотивов.

      Социальные мотивы учения формируются на основе потребности в общении с другими людьми, а не только с близким окружением. К тому же у дошкольника появляется желание узнать оценку своих действий и результатов со стороны компетентных людей.

      Детям уже не достаточно подбадривания и поощрения в процессе выполнения заданий. Они хотят обратной связи по поводу результатов их продуктивной деятельности или интеллектуальных достижений.

      Для учебной деятельности важна ориентированность на результат, на достижение. Результат соответствует определенной отметке, принятой в школьном обучении.

      Социально-личностная готовность

      Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

      •  умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
      •  способность выполнять требования взрослого;
      •  отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
      •  развитые моральные принципы;
      •  адекватная самооценка.

      Мотив достижения.

      Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

      •  способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
      •  умение доводить начатое до конца;
      •  произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
      •  умение преодолевать трудности при достижении цели;
      •  умение действовать по правилам.

      Методы диагностики

      Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.

      Воспитатели тоже могут определить, насколько ребёнок готов к школьному обучению.

      Во-первых, можно задать ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?» и т.д.

      Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых можно узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у ребёнка.

      «10 слов»

      Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что взрослый зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

      «Повтори узор»

      Ещё одна методика, достаточно простая, это «Повтори узор». Взрослый рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

      «Четвёртый лишний»

      Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Воспитатель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.

         Еще воспитателям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у взрослых или решает проблему сам.

      Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

      1. Расскажите детям о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
      2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
      3. Чаще играйте в школу. Пусть дети пробуют себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
      4. Вместе с детьми оборудуйте в группе учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

      Активизируем познавательные способности

      1. Старайтесь не давать детям готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
      2. Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления детей. Даже на прогулке можно загадывать загадки о предметах, находящихся в поле вашего зрения.
      3. Не подавляйте исследовательский интерес детей. Пусть посмотрят, потрогают.
      4. Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.

      Обучаем взаимодействию

      1. Спрашивайте детей о других ребятах в группе, интересуйтесь, кто нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
      2. Научите детей справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

      Развиваем волю и контролируем поведение

      1. Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
      2. Приучайте детей к труду, уходу за своими вещами, игрушками, оказании посильной помощи взрослым и своим товарищам.
      3. Научите детей планировать свою деятельность. Допустим, нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
      4. Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.

      И не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие самого ребёнка.

      Готовимся к школе: руководство для родителей

      О том, как правильно заниматься с ребенком накануне поступления в первый класс, рассказывает Наталья Федоровна Виноградова, заведующая Центром начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук, проф., член-корреспондент РАО:

      Прежде всего, будет хорошо, если родители, намечая план подготовки своего сына или дочери к школе, всякий раз будут задавать себе вопросы:

      • Это точно необходимо моему ребенку? Без этого его в школу не примут? Без этого он не сможет учиться?
      • Что это даст ему для успешности учения и интереса к учебному процессу?
      • А он захочет этим заниматься? Ему это точно по силам? 

      Если хотя бы на один из этих вопросов ответ отрицательный — подумайте хорошенько, нужны ли вам эти занятия. Если ответ на первый вопрос отрицательный – они вам почти точно не нужны.

      Чтобы настроить ваш родительский радар, предлагаю рассмотреть некоторые формы занятий и выбрать, в каком из них больше пользы. Сравните, что лучше:

      1. Каждый день проводить уроки обучения чтению, заставлять (или уговаривать) ребенка «складывать буквы в слова» (любимое задание родителей!);
      2. Играть с ребенком в разнообразные игры со звуками: послушаем звуки, произнесем звуки, сравним звуки, «определим звуки, которые тянутся», «определим последовательность звуков и обозначим их разными пуговками (фишками).

      Ответ:

      Поверьте профессионалу: методика обучения, когда все начинается с букв и заканчивается ими, приводит к ужасному побуквенному чтению, когда ребенок никак не может прочитать слово слитно. Он, конечно, научится этому, но с серьезной временной задержкой, отставанием в понимании смысла текста и с последующим (это психологами доказано) неграмотным письмом.

      Примем как аксиому: буквы — знаки звуков, и прежде чем, ребенок запомнит буквы (это не так уж сложно), он должен научиться ориентироваться в звуковой стороне слова, хорошо знать, когда, в каких случаях нужно ставить ту или иную букву. Такая методика гарантирует умение ребенка мгновенно анализировать слово при чтении и письме. У ребенка формируется правильное чтение, становится грамотное письмо. Самое главное: дети играют со звуками с увлечением, с удовольствием, всегда готовы снова и снова выполнять «звуковые» задания.

      Еще один пример!

      1. Можно купить прописи, которыми пользуются в первом классе, и регулярно заставлять дошкольника писать элементы букв и сами буквы. Правда, это скучно и неинтересно, но зато (так считают взрослые) рука будет готовиться к овладению письмом.
      2. Предложить ребенку научиться пришивать пуговицы, штопать несложные дырки, вязать, заниматься рисованием и аппликацией.

      Ответ:

      Идея о том, что прописи в раннем возрасте ставят руку — это миф! Гораздо полезнее действия из варианта 2. Подготовка руки к письму в этих действиях «прячется»: не скучные элементы рисуем, а к паровозу дым, или полет пчелы от цветка к цветку, или дорисовываем колеса у машин, которые художник забыл нарисовать. И т.д, и т.п. А в месте грустного и очень трудного соединения элементов букв, будем работать крючком, вырезать и наклеивать детали аппликации.

      И наконец, давайте помнить еще один закон обучения: голова обучающегося должна быть не только хорошо наполнена, но и хорошо устроена. То есть, все, что знает ребенок, он должен понимать, а не просто формально запоминать. И еще: чем меньше «готовых» знаний получит дошкольник, чем больше сам их «откроет», тем выше будет уровень его интеллекта. Перейти в каталог продукции по начальному образованию

      И еще:

      1. Для занятий с ребенком лучше всего выбирать утренние часы: это оптимальное время для интеллектуальных нагрузок.
      2. Пусть занятия длятся не более 20 минут, а время занятий используется максимально полезно: меньше монотонных занятий, больше развивающих упражнений. Если вы не уверены, что сможете сами выстроить систему подготовки ребенка к школе, советуем вам следовать курсу проверенного учебного пособия.
      3. После каждого занятия рекомендуется как следует подвигаться: можно побегать, поиграть в подвижные игры, просто сделать зарядку.

      Источник: https://rosuchebnik.ru/material/chto-dolzhen-znat--budushchiy-pervoklassnik/

      1. Консультация для родителей "Ваш ребёнок будущийпервоклассник" на сайте: 

      http://doshkolnik.ru/skoro-v-shkolu/26772-konsultaciya-dlya-roditeleiy-vash-rebenok-buduschiiy-pervoklassnik-v-shkolu-s-radostyu.html

      Приём письменных заявлений в 1 класс

      День недели Время 1 Время 2
      Понедельник 8.30-12.00 13.00-16.00
      Вторник 8.00-12.00 13.00-16.00
      Среда 8.00-12.00 13.00-16.00
      Четверг 8.00-12.00 13.00-16.00
      Пятница 8.00-12.00 13.00-16.00

      Зачисление в первый класс

      Перейдите на сайт госуслуг 
      и узнайте всю информацию
      Поделиться страницей

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie